Музей кочевой культуры — место, где рождаются путешественники.
Выбирай! не стой у черты,
Безмятежную жизнь любя,
Твердо знай не выберешь ты —
Выбор сделают за тебя…
(отрывок К. Куксин)
Вначале было слово.
Я прочитал книгу Константина Куксина «Хозяин белых оленей» и потерял покой.
Вот где настоящие географические свершения и открытия современности, не пустота странствий во имя своих амбиций, а стремление исследовать и показать параллельный с нами мир, такой близкий и в то же самое время бесконечно далекий. Показать людей, живущих свободно и гармонично в соответствии с укладом предков, кочевников 21 века.
А еще появилась мечта, добравшись таки до Москвы, найти время и посетить Музей кочевой культуры, созданный Константином Куксиным, пожать ему руку, снять репортаж и рассказать вам, друзья.
3 года я ждал момента и, наконец, воплотил эту маленькую мечту в жизнь.
За несколько дней до поездки в Москву, когда стало точно известно, что мы едем, начал искать возможности попасть на одну из программ музея. Уже тогда я точно знал, что гарантированно попасть на программу можно только по предварительной записи. Желающих много, а «лектории» не большие.
Красивый официальный сайт, к сожалению, ясности в этот вопрос внести не смог. Хороший, в качестве визитки, он совершенно бесполезен для человека, пытающегося получить оперативную информацию по делам, происходящим в музее.
В официальной группе музея Вконтакте жизнь определенно присутствовала, но вопрос заданный в специально созданной для этого теме в течение суток так и не нашел ответа, информация о программах на предстоящие выходные не появлялась, и я понял, надо звонить.
ТЕЛЕФОН ДЛЯ ЗАПИСИ НА ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
8 916 513-31-48
И, как оказалось, это было единственно правильное решение.
В итоге короткого телефонного разговора, все вопросы были решены, и нам предстояло прибыть в воскресенье к 16.00 на лекцию (даже язык не поворачивается назвать это таким скучным словом) о малочисленном народе севера — ненцах.
Наверное, это судьба и хороший знак, решил я, ведь знакомство с «вселенной Куксина» у меня тоже началась именно с этого народа.
В назначенный день Москва тонула в первом снегу, переходящем в соль, грязь и слякоть, а мы с Татьяной бодро шагали по направлению к музею.
Добраться до музея очень легко, 10 минут пешком от станции метро Авиамоторная.
Конечно, мы пришли раньше означенного срока, примерно на час, постучались и, низко поклонившись, вошли в монгольскую юрту-офис. Контраст был ошеломительный, серый и неуютный московский день растворился за дверью, и мы погрузились в янтарный мир музея. Яркие краски национального интерьера, добрая улыбка администратора.
Заплатив по 400 рублей с человека за посещение, получили билеты. Времени до начала оставалось много и я, набравшись наглости, спросил, а нет ли возможности посмотреть и снять другие национальные жилища, представленные в музее, для солидности продемонстрировав камеру с самым большим имеющимся у меня объективом.
Стоило мне закончить обращение, как за спиной скрипнула дверь, и в офис вошел парень.
Ему то и была уготована миссия познакомить нас и вас, друзья, с некоторыми жилищами кочевников сверх установленной программы нашего посещения.
Знакомьтесь, Станислав. Сотрудник музея кочевой культуры, молодой ученый, этнограф, пишет диссертацию о малочисленных народах севера.
Сейчас, наверное, надо отвлечься от описания событий, и для большей понятности происходящего далее рассказать о том, как работает Музей кочевой культуры, и в чем его уникальность.
Музей кочевой культуры создан Константином Куксиным, путешественником, этнографом, писателем … на территории школы № 1321 «Ковчег» 13 лет назад.
Все началось с поездки в Монголию, знакомства с ее культурой. Именно оттуда был привезен первый экспонат музея, монгольская юрта, придумана концепция.
И с тех пор каждый год Константин Куксин и его постоянно увеличивающаяся команда единомышленников отправляется в отдаленные уголки планеты в этнографические экспедиции, ученые живут вместе с кочевыми народами, включаются в круговорот их жизни, изучают ее максимально близко и глубоко, принимая в ней непосредственно участие. Главным итого поездки (поездок) служит покупка и установка национального жилища и создание в нем аутентичного интерьера.
На сегодняшний день на территории школы, в окружении типовых панельных домов, установлены 20 национальных жилищ 14 кочевых народов мира.
После установки жилища готовится интерактивная лекционная программа, суть ее заключается в том, что посетители как бы оказываются в гостях у семьи кочевников, в их жилище. В течение 2 часов им рассказывают об истории, быте, верованиях народа, полностью погружая в атмосферу жизни. Уникальность происходящему придает то, что все экспонаты музея, в окружении которых находится посетитель, являются подлинными и могут быть использованы по назначению. Все можно потрогать, примерить, отведать национальные блюда и напитки.
Очень важным нюансом является то, что программу может вести только тот сотрудник музея, который лично посещал и изучал жизнь кочевого народа, теоретиков в музее Куксина нет.
Итак, мы торопимся бегло посмотреть несколько жилищ, имея в запасе пол часа.
Сперва Станислав ведет нас в «ярангу», жилище «не мирных чукочей».
В яранге царит полумрак, в центре очаг, у дальнего края полог, в котором живет семья кочевников. По стенам развешены предметы быта.
Необычные живые запахи выделанных оленьих шкур, дыма и бог еще знает чего смешиваются, и в сочетании с загадочным теряющимся в полумраке интерьером погружают вас в состояние нереальности. И вот уже никуда не хочется уходить. Прилечь на мягкие оленьи шкуры, разложенные по краям яранги, и на мгновение остановить безудержный бег урбанистического мира.
Затем чум — цаатанов.
очень маленького и молодого народа, живущего в отдельных, труднодоступных ущельях монгольского Алтая.
Монгольская юрта, яркая и красочная.
В ней только недавно закончилась программа, и в стаканчиках еще налит чай с молоком.
Устланное циновками жилище туарегов, освещаемое одиноким фонарем.
Кибитка Венгерских цыган.
Алацик — жилище кочевников Ирана — шахсевенов.
Каждый раз, откидывая полог или открывая дверь очередного экспоната музея, мы попадаем в другой мир. Со своими красками, запахами и необычными впечатлениями.
Индейский типи, самое темное из посещенных нами жилищ.
Большинство интерьеров освещены слабо, одной или двумя стилизованными и вписанными в интерьер лампочками, что создает дополнительную атмосферу и трудности для поспешной фотосъемки.
Скажите мне, кто не играл в детстве в индейцев?
Я играл… Моя скво…
Ханская юрта, стоит на большой телеге.
Внутри очень богатая и красочная, именно здесь, подойдя к двери, я слышу голос Константина Куксина, рассказывающего посетителям историю Чингиз-Хана.
На этом время заканчивается, мы сердечно благодарим нашего заложника — экскурсовода за уделенное время.
Прохожу по территории музея и снимаю обзорное видео.
Возвращаюсь как раз вовремя, во дворе рядом с администрацией все в движении, закончилась лекция Константина Куксина и вот собственной персоной.
Подхожу, здороваюсь и задаю 3 года мучающий меня вопрос. Какой — не скажу, но получаю вполне удовлетворивший меня ответ.
Знакомимся с Анной Ларионовой, она сегодня будет рассказывать о малочисленном народе севера – ненцах. Анна начинает рассказывать об укладе серного народа на улице, показывает аргиш, выстроившийся «походным» строем у стен музея, и приглашает всю группу пройти в жилище.
Согнувшись в три погибели, гости вползают в «МЯ», именно так называется жилище у ненцев.
Термин же «Чум» пришел к нам из языка Коми, и стал собирательным названием для всех жилищ конической формы, составленных из жердей и покрытых шкурами оленей.
Кстати чукчи живут совсем не в чумах, и совсем не простофили и дураки, и именно для этого, для развенчания мифов создан этот музей, но это совсем другая история…
Вползающих на четвереньках гостей, встречает полумрак и уже переодевшаяся в национальные одежды Анна.
Короткий рассказ о национальных правилах нахождения в жилище, о том, где нельзя ходить девушкам, что нельзя делать мужчинам, и группа делится на две части: слева от выступающей на женской половине — девочки и мамы, справа на мужской — парни. Впрочем, когда появляются опоздавшие, Анна разрешает им занять место не на своей стороне, обещая позже провести обряд очищения.
Глубоко трепетное лишенное формализма уважение к традициям народов, одна из очень важных черт работников музея.
Гости удобно устраиваются на мягких и толстых оленьих шкурах, в центре внимания лектор. Анна молодец, рассказывает и показывает вдохновенно, мастерски вплетая в создаваемое полотно рассказа слушателей.
Перед глазами детей, да и взрослых, проносятся бесконечно далекие просторы тундры, стада оленей, бесстрашные охотники и красавицы рукодельницы.
Вот где настоящая «Пандора», затерянный и прекрасный мир, народ, живущий в единении и гармонии с природой, не утративший своей самобытности под натиском цивилизаций.
Выбирая активного участника из слушателей, лектор пригашает его в центр «мя» и облачает в национальные одежды.
Сперва мальчика, в малицу выделанную из оленьих шкур,
а затем и девочку, в платье …
попутно рассказывая и показывая об особенностях комплекса национальной одежды.
Время летит быстро, и вот пришел черед рассказа о религиозных верований ненцев.
В руки берется бубен и начинается самая впечатляющая часть рассказа. Анна зажигает одинокую свечу, погасит свет и в практически кромешной темноте раздаются удары бубна, ее чуть изменившийся голос поет старинную шаманскую песню, записанную и переведенную русскими этнографами в 19 веке. Я сижу и представляю, как зачарованно смотрят в темноту ребята, пришедшие впервые в музей, какой неизвестный пласт культуры и информации открывается перед ними, вот именно здесь и сейчас на этих мягких шкурах, вдыхая этот воздух, наполненный запахами далекой и суровой жизни, быть может, рождаются Пржевальские и Миклухо-Маклаи будущего.
И этим бесценен Музей кочевой культуры, пришедший единожды, человек не выйдет из него прежним, он станет богаче.
Стихает песня, зажигается свет и этнографическая программа «Ненецкий чум» подходит к концу, 2 часа пролетели незаметно.
На улице детям дают возможность по практиковаться в стрельбе из лука.
а мы отправляемся за новой порцией книг.
Константин Куксин писатель, и нет повода не купить его произведения. К сожалению, сборник замечательных стихов «Аргиш слов» закончился,
поэтому обхожусь одной книгой, о североамериканских индейцах.
И вот мы снова идем по серым и грязным улицам Москвы, а в душе лежит и греет небольшой кусочек янтаря, подаренный музеем и его людьми. И я понимаю, что на смену одной мечте пришла другая — принять участие в одной из экспедиций музея.
Поживем, увидим.
Куксин и его команда воодушевляют.
Справочно по пунктам
как попасть в Музей кочевой культуры:
1. Гарантированно посетить одну из интерактивных программ можно только по предварительной записи.
2. Список интерактивных программ на 1 ноября 2016 года :
Этнографические (экскурсии): монгольская юрта, киргизская юрта, шатер кочевников Тибета, ненецкий чум, чукотская яранга, шатёр бедуинов, шатёр туарегов, цаатанский чум, жилище масаев, юрта сказок (2 части), индейский типи, цыганский шатер, музей экспедиций («Урал-4320» ).
Исторические (экскурсии) Юрта-штаб (История Монголии ХХ века), Ханская юрта (История Чингиз Хана) (4 части), Индейские войны (Война Севера и Юга), Чукотские войны.
Религиозные (лекции) Шаманизм, Буддизм (2 части), Ветхий завет (2 части), Новый завет, Ислам, Религии индейцев Северной Америки, Христианские конфессии.
3. Единственно эффективно работающий способ запись по телефону: + 7 916- 513- 31- 48 (10.00-19.00)
4. Адрес музея: г. Москва, ул. Авиамоторная, 30, корп.А (900 метров от станции метро Авиамоторная)
5. Информация в интернете:
Официальный сайт: http://www.nomadic.ru
Группа vkontakte: https://vk.com/club11671760
Группа facebook: https://www.facebook.com/nomadic.ru
5. Аудиозаписи рассказов Константина Куксина, можно послушать и скачать здесь: http://radiomayak.ru/guests/guest/id/218002
Добавить комментарий