Московский марш бросок — глазами бегущего фотографа
У нас на Южном Урале есть традиция, каждую осень мы морозим задницу и убиваем колени в суточных соревнованиях по пешеходному туризму «Кольцо – 24», но в этом году вместо всех этих интересный и приятных развлечений я грел пятую точку в Крыму на соревнованиях CremiaXrun.
Осталась неудовлетворенность, которая требовала заполнения. Впрочем, кандидат на роль убийцы подвижных частей в ногах нашелся очень быстро, много лет я слышал про культовое московское развлечение Московский марш бросок, и вот теперь не было никакого повода отказать себе в его посещении.
Огребсти самому и познакомить в рамках проекта #записки_бегущего_фотографа с ним Вас, друзья.
Московский марш бросок 2017 глазами бегущего фотографа
Общие данные о гонке
Даты проведения: 27-29 октября 2017 года
Место проведения: ежегодно меняется и держится в тайне, в 2017 году квадрат местности между железнодорожными станциями Хорошово — Шиферная.
Использование GPS/ГЛОНАСС: разрешен
Протяженность: более 100 километров
Количество участников: более 1500 человек
Регистрация: ограниченная
Стоимость участия: 250 рублей — 1 комплект карт
Способ отметки на КП: компостер
Вид старта: свободный в промежутке времени с 20:00 до 23:59 пятницы
Определение победителя: по наименьшему времени
Сайт гонки: http://mmb.progressor.ru
Регистрация
Легко захотеть, но не так легко попасть на ММБ. Как я понимаю, ввиду большого количества желающих принять участие в старте, число команд ограничено 1000 (но в команде может быть любое количество участников от 1 до бесконечности).
Механика регистрации команды на ММБ достаточно сложна и непривычна:
Организаторами ведется рейтинг участников, первые 800 человек из него имеют приглашение зарегистрировать свою команду на предстоящую гонку либо передать его другой команде.
Оставшиеся 200 приглашений разыгрываются при помощи лотереи.
Поэтому если вы не входите в топ 800 участников ММБ и не желаете надеяться на лотерею, вам необходимо найти человека из рейтинга, команда которого уже получила приглашение. И договориться с ним, что бы он предоставил это приглашение вам. Так я и поступил.
Снаряжение
После того как проблема регистрации была решена, наступила очередь второго ММБ-ого вызова, делающего этот старт особенным. Нужно было решить проблему снаряжения.
Суть в том, что гонка была создана туристами и для туристов, в первом пункте положения о соревнованиях сказано «полностью автономное прохождение лесного маршрута с отметкой на контрольных пунктах».
Для имитации автономного похода в теле гонки предусмотрена обязательная стоянка с ночевкой между первым и вторым этапом. Время ночевки может варьироваться и зависит от скорости прохождения команды первого этапа, обычно составляет от 24 до 10 часов. Чем быстрее ты движешься, тем больше проводишь времени на промежуточном финише.
В этом месте сталкиваются два противоположных стремления, и красивое гармоничное их решение становится настоящим вызовом для участников, делая гонку еще интереснее.
С одной стороны, для максимально быстрого и интенсивного движения (бега) команде необходимо нести минимальный вес, с другой стороны, команда должна провести длительное время в осеннем лесу, часто заснеженном, а иногда и морозном (до -15 градусов). При этом желательно отдохнуть, не навредить здоровью и иметь возможность продолжить интенсивное движение на следующий день.
Эту то проблему и предстояло решить мне.
Так как осенняя погода не устойчива и могла преподнести множество сюрпризов, а возможностей отреагировать на них оперативно у меня было меньше, нежели чем у аборигенов, пришлось заложить дополнительный запас прочности по бивачному снаряжению.
Взял с собой из Уфы для ночевки:
Бивакзак Marmot (900 г.) (модель очень старая, найти ссылкув интернете мне не удалось)
Легкий (500 г.) трехсезонный пуховый спальник Marmot Phase 30 с температурой комфорта 0,6 C
Метровый обрезок тонкой пенки (200 г.)
Из одежды использовал:
Третий слой (верх): Куртку Red Fox GRAVITY PARKA GTX
Второй слой (верх): Инновационную куртку The North Face Summit L3 Ventrix Hoodie Fiery Red.
Читал про нее восторженные отзывы, про новую технологию, позволяющую куртке эффективно отводить тепло во время движения и предотвращать его потерю во время остановок. Подумал, что это именно то, что мне нужно, и нет лучшей возможности проверить ее свойства.
Первый слой(верх): Пуловер мужской Red Fox Power Stretch
Второй слой (низ): тайтсы Red Fox Multi
Первый слой (низ): Кальсоны мужские Odlo Evolution Light Black
Обувь: кроссовки Salomon XA PRO 3D GTX Black
Гамаши: OR Stamina hydro
Перчатки: Red Fox Transmitten черный
Все снаряжение сложил в любимый рюкзак Salomon X Alp 30 Lime Punch/Surf The Web
Как можно понять по комплекту одежды, уже изначально не предполагал бегать, потому что запланировал фотографировать на гонке.
Для этого взял собой интегрированный с гермой (собственной доработки) кофр для фотоаппарата и фототехнику:
Фототехника
Камера Canon 5D mark3
Объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM
Объектив Canon 70-20 mm f/2.8 L IS USM
Вспышка Canon speedlite 430 EXII
Общий вес фото оборудования 5 кг.
Прочее
Также, помимо всего прочего, у меня с собой был запас пищи и двухлитровый гидратор, которого мне хватило на 2 дня. С водой в Подмосковье сложно, заболоченные, перекрытые бобровыми плотинами ручьи, высокая антропогенная нагрузка. Крайне желательно кипячение, что в условиях гонки сложно выполнимо.
Трансфер на гонку
Традиционно лучшим способом попасть на гонку считается электричка, ММБ вообще привязан к железной дороге, дистанция спланирована так, что участники стартуют и финишируют вблизи от станций. Оно и понятно, перевести несколько тысяч измученных человек, оперативно и безопасно под силу только жд.
В этом году старт гонки был организован в паре километров от станции Хорошево, финиш в 5 киломтрах от станции Шиферная.
Полигон я примерно обозначил на спутниковом снимке.
Рассказ об участии в ММБ осень 2017
Старт гонки дается в пятницу вечером уже по темноте с 20.00 до 23.59, и логично получается, что кто стартует позже, меньше времени проводит на дистанции в темное время суток. Поэтому большинство участников, особенно лидеры, старается стартовать максимально поздно.
Наша электричка пришла на станцию Хорошево около 22.00, зрелище орд туристов, идущих по притихшему к вечеру поселку, не лишено эпичности.
Жаль, многие экономили заряд налобных фонарей, по настоящему «факельного шествия» не получилось.
Пара километров по свежелегшему поверх грязи снегу до стартовой поляны, уютно спрятавшейся среди леса.
Регистрация, оплата стартового взноса, получение карточки для проставления отметок о взятии КП.
Под кумачовым полотнищем с надписью СТАРТ с напутствием хорошей дороги получаю комплект карт из рук Александра Тониса, одного из главных организаторов гонки, и делаю первый шаг за черту старта.
Карта пластиковая, формата А4. Легенды КП указаны прямо на карте, что удобно. Из неудобного, по личному опыту знаю, что изображение на таких картах после активного использования начинает стираться и, по закону подлости, именно в том месте, где вы еще не были или находится сложное КП.
Вокруг меня десятки людей каждую минуту убегают со старта, несколько минут изучаю карту, намечаю общую тактику и встаю в хвост группы, бегущей с приемлемой для меня скоростью. Мы частенько обгоняем пешеходов, но иногда нас по обочине обходят особо быстрые болиды.
Берем первое КП, бежим ко второму по большому полю.
Красивое зрелище, везде, где только хватает глаз, движущиеся огоньки. Второе КП под раскидистой сосной.
Время подходит к 23.59, в это время по традиции стартуют лидеры, решаю задержаться у дерева и подождать их. Красивое место, грех упускать такую возможность. Ставлю вспышку и снимаю людей, отмечающихся на КП.
Время идет, а лидеров все нет и нет, зато снимаю Марину Галкину, очень уважаемую мной спортсменку и путешественницу. Книга Марины, прочитанная мной на заре увлечения путешествиями, произвела большое впечатление и попала в мой топ лист книг: Лучшие книги про исследователей, путешествия и путешественников.
— Марина, — негромко окликаю я,
и ее сосредоточенный на компостере взгляд на секунду проникает в мой объектив.
40 минут на КП, а лидеры так и не появляются, ждать больше нет возможности, видимо, они выбрали другой порядок взятия КП, сворачиваюсь и бегу дальше.
Проходит несколько часов бесконечных перегонов по лесным дорогам и просекам.
Тактически думать не надо, важно лишь наметить общую стратегию. Все передвижения между КП проходят по протоптанным в снегу «рельсам», тактика простая: выбираешь направление, встаешь на тропу и бежишь по ней до очередного КП, в месте, где должна быть точка, видишь несколько десятков человек, сидящих и задумчиво изучающих карту, на глаз определяешь подпадающее под описание легенды дерево с наибольшим утоптанным коричневым пятном вокруг него, это и есть КП.
Перед рассветом забегаю на обязательное КП № 20. Там чай, легкие перекус, считывание посещения по штрих-коду и отметка.
Множество участников отдыхают подле костров, вот участник мажет ноги кремом Боро+,
и он не первый замеченный мной за использованием этого крема. У нас я подобного не встречал, вазелин пользуется большой популярностью.
Незаметно, за собиранием КП, рассветает. Снег начинает потихоньку таять, сплошная грязь покрывает бесконечные километры троп.
Жалею, что не взял хотя бы одну палку. Много сил уходит на стабилизацию положения на скользкой поверхности. Предательски начинает болеть колено, ушибленное не так давно на хребте Карамурунтау.
Однообразие пейзажей и покрытий начинает раздражать: лес, грязь, иногда поля и совсем чуть-чуть воды.
Специально для того, чтобы рассказать как выглядит КП на ММБ, делаю этот кадр.
Очень не привычно для нас, тотальный минимализм. Веревочка, компостер и совсем маленькая светоотражающая вставка. Думаю, первым приходится совсем не сладко, тем более что компостеры частенько прячут, это во-первых, а во-вторых, фантазия в постановке КП у организаторов отсутствует напрочь. Это в 99% дерево, коих в округе сотни, другие элементы рельефа и созданные человеком конструкции не используются.
К обеду добегаю до этапа смены карт. Дистанция длинная, и, конечно же, одного А4 на нее не хватает.
Получаю новую карту с карточкой для отметок, теперь вперед и вверх, на промежуточный финиш. До него около 30 километров.
Через пару часов после получения новой карты наступает кризис, упадок сил, сильная боль в колене. Я еще ни разу не присел с момента старта, а сил тащить груз и снимать уходит много. Делаю 5 минутный привал, выпиваю таблетку кетонала.
Уже через 30 минут отпускает, и бегу дальше. Пока еще не пропустил ни одного КП, хотя, конечно, отстал сильно от ребят, с которыми стартовал. Но на фото уже ушло как минимум пару часов.
Светящуюся золотом арку замечаю издалека, о, земля обетованная, спонсорская точка лучшего outdoor магазина страны Спорт-Марафон.
Треш и угар в самом позитивном смысле этого слова творился у ребят.
Мандарины, вазелин, светящийся фаллический символ, стихи от участников и много красивых улыбающихся девчонок, готовых кормить, поить и ободрять.
Все это, как магнит, притягивает и не отпускает, теперь я понимаю, почему некоторые участники обвиняют Спорт Марафон в том, что не уложились в КВ: уйти в ночь и холод было очень сложно.
Беру на память пару банок с фирменным вазелином, снимаю команду Спорт-Марафона и, полный сил, бегу в сторону финиша.
Остается не больше 5 километров. Как приятное исключение в однообразной череде КП, ищу фотоКП на участке протяженностью в 2 километра.
Промежуточный финиш беру уже по темноте.
Сдаю карточку, считываюсь и устало волочу ноги в сторону настоящего городка, образованного тысячной толпой участников. Еще большего сравнения с городом ему придают размеченные улицы.
В итоге, первый этап составляет 85 километров.
Взяты все контрольные пункты (КП) в следующей последовательности 1-2-3-11-12-10-4-20-5-6-7-13-14-15-9-8-18-19-17-16-СМЕНА КАРТ- 21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ФИНИШ
Ночь проходит в тепле и комфорте. Температура воздуха поднялась, снег растаял. Внутри бивакзака сильный конденсат, внутри спальника сухо и хорошо. Не вылезая в промозглое утро, готовлю завтрак.
Как можно дольше оттягиваю самый неприятный утренний момент, когда нужно на сухие теплые ноги надеть два холодных, мокрых куска грязи.
В нескольких метрах от моей палатки лежит человек в продолговатом коконе с полиэтиленом на голове. Хочу сфотографировать, одеваюсь и периодически посматриваю в его сторону, надо как-то добраться до него. Но вот «мумия» приходит в движение, садится и расстёгивается. Пропал кадр.., наплевав на сухие носки, не надевая ботинок, дохожу и делаю пару кадров. Вот именно так, судя по всему, выглядит типичный ММБ-шник.
Теперь уже спокойно одеваюсь, складываю рюкзак и осматриваюсь в лагере. Вчера по ночи это было делать не сподручно. Многие уже стартовали, но все равно, куда хватает глаз, везде палатки, тенты и совсем уж непонятные конструкции, призванные защитить от капризов осенней погоды.
Делаю несколько кадров типичных ММБ-шных жилищ.
Фантазия и смекалка двигают науку легкохождения вперед, а этот старт — отличный полигон для испытания.
Как я прочитал позже, самый легкий вес рюкзака у участника успешного прошедшего дистанцию равнялся 2,5 килограмма!
Стартую за час до КВ, в 9 утра.
Получаю карту и действую по старой схеме. Нахожу движущийся с приемлемой для меня скоростью поток и отдаюсь ему, пока меня ведут, изучаю карту и прикидываю время. Так как место финиша было неизвестно до получения карт, сейчас самое время. На карте помимо информации, касающейся непосредственного гонки, для каждого населенного пункта указано время отправления транспорта в сторону Москвы, что очень удобно. Посчитав примерный километраж, сопоставив его с расписанием электричек, временем, необходимым добраться до Москвы, временем на забор оставленных у друзей чистых вещей, а также расписанием аэроэкспрессов, делаю вывод, что финишировать нужно не позднее 7-ми часов вечера, а лучше 6-ти, чтобы успеть на самолет.
Это за 3 часа до окончания соревнования (21:00)
Вполне приемлемо, если учесть, что я не ставлю перед собой в этот раз спортивных целей.
Оторвавшись от вычислений замечаю, что трасса второго дня более интересная. Появляются завалы, грязи становится меньше.
Добегаем до первого КП, оно представляет из себя пошаговое КП: на дереве, где должен быть компостер висит пластиковая карта, и на ней указана точка, где находится компостер, это в нескольких километрах от данного места.
Бежим дальше. В этот день будет явно больше воды.
Дорога идет преимущественно по лесным тропам и просекам, а, может быть, эти лесные тропы создаются в реальном времени..,
трудно понять, находясь в арьергарде гонки.
Снова меня догоняет Марина Галкина, не упускаю возможности представиться и выразить свое почтение.
Марина, «коллега», также бежит с камерой и снимает фильм.
вот он на ее канале.
Кстати, там много интересных видео о ее путешествиях.
В этом же месте меня догоняют и лидеры, многолетних чемпионов, команду «Дети болот», я, к сожалению, не знаю в лицо, зато Якова Френклаха да, вместе работали в Крыму пару дней назад.
Яков бежит ко второму месту в ММБ, на финише его время составит 17 часов 13 минут, от первого места он отстанет на 36 минут.
Примерный километраж составит «82,5 км в первый день и 42,5 во второй день», также надо учесть время необходимое для ориентирования и фактическое взятие 59 КП, и станет примерно ясно, как быстро нужно бежать на ММБ для попадания в призы. Конкуренция высочайшая.
За Яковом подтягивается Илья Цыганков, организатор гонки CrimeaXrun,
приятно встретить на дистанции сильных и красивых людей, которые бегут.
Время идет, километры ложатся под ноги, и становится понятно, что в режиме фотографирования мне не успеть взять все КП, поэтому решаю сосредоточиться на самых дорогих и бросить большинство КП, расположенных на картах малого масштаба и стоящих всего 20 минут времени.
Наверное, в этом месте будет уместно пояснить правила ММБ, касаемые подсчета результата и выявления победителя.
В отличии от подавляющего большинства подобных соревнований, на ММБ результат считается не по очкам или количеству взятых КП, а по времени, затраченному на прохождение дистанции. Кто быстрее, тот и победил.
Время прохождения складывается из двух показателей:
1. фактического времени между стартом и финишем (время нахождения в лагере на промежуточном финише не учитывается);
2. штрафного времени за не взятые КП.
У каждого (не обязательного для взятия) КП определен штраф в минутах, которые будут прибавлены к фактическому времени в случае его не взятия участником. Разброс по штрафному времени осенью 2017 года составлял от 20 до 60 минут, в зависимости от КП.
Также, на дистанции есть несколько обязательных КП, не взятие которых влечет за собой снятие команды.
Итак, я бросаю дешевые 20-ти минутные КП и собираю дорогие.
Воскресная погода радует, иногда накрапывает дождик, но большую часть сухо и стоит легкий, придающий особое настрое лесу туман.
Воды, как и предполагалось, больше,
равно, как и завалов.
Подмосковье в моих глазах начинает потихоньку реабилитироваться после вчерашнего провала. Воспользовавшись наличием мобильного интернета, я написал вечером предыдущего дня такой комментарий, справедливости ради отмечаю, что он не полностью объективен.
В воскресенье становится гораздо больше всего того, что я люблю.
Овраги, болота, ручьи, завалы, бобровые запруды.
Перегоны по полям.
Отмечаю один важный и непривычный для меня момент. В узловых местах, там, где для взятия КП требуется сход с генеральной линии движения, встречаю целые лежбища отдыхающих участников, обычно, это молодые красивые девушки. Такая ситуация объясняется просто, в положении о соревнованиях сказано, что » Разделение команды на дистанции допускается, но не приветствуется», все это приводит к тому, что команды, имеющие более одного участника, предпочитают брать отдаленные КП по-очереди либо дают отдых наиболее уставшему члену команды. Это нельзя осуждать, так как все, что не запрещено, разрешено, но учитывать эту особенность нужно обязательно.
Также делаю еще одно интересное, на мой взгляд, наблюдение, говорящее о качественном составе участников соревнования. Это количество курящих. Признаюсь честно, я был немного удивлен и огорчен таким засильем курильщиков на ММБ. Практическим на каждом КП или перекрестке находилось несколько групп, устроившихся на массовый перекур. Я уже, наверное, лет 10 не видел вообще столько людей в одном месте с сигаретами, не говоря уж о соревнованиях. Я думал: «Почему так?», и пришел к выводу, что Московский марш бросок — это. ввиду своей массовости, уже давно не чисто туристическое спортивное соревнование.
Участников старта можно разделить на три неравномерные группы:
1. Спортсмены. Самая малочисленная и сильная группа, в ее границах происходит борьба за победу. Это ультрамарафонцы, трейлраннеры, ориентировщики, мультиспортсмены. Впрочем, все эти ипостаси очень часто сочетаются в одном человеке.
2. Туристы. Предполагаю, что эта группа наиболее многочисленная. Ребята и девчата, занимающиеся туризмом, представители турклубов. Подготовленные к более медленному, но длительному движению в условиях дикой природы.
3. «Белые воротнички». Не знаю, как точно назвать эту очень разношерстную группу. Подозреваю, что ее костяком служат образованные москвичи, не имеющие прямого отношения к outdoor, изредка выезжающие «на природу», имеющие для этого характерное (не топовое, большое и тяжелое) снаряжение и рассматривающие участие в ММБ как определенного рода дауншифтинг, скоротечный и не опасный для жизни. Думаю, это и была основная масса курильщиков.
Финиширую по темноте. В лучах фонаря светится долгожданный кумачовый финиш.
Ни на минуту не задержавшись, убегаю дальше на железнодорожную станцию. Гонка «за возвращение домой» продолжается еще 7 часов.
В 1.00 следующего дня улетаю в Уфу.
Во втором дне взяты контрольные пункты (КП) в следующей последовательности:
СТАРТ — 32-33-34-45-44-43-42-47-48-49-55-57-58-59 -ФИНИШ
Итоговое время с учетом штрафных КП 33 часа 56 минут. Результат в общем протоколе 207 из 831.
Общий километраж по двум дням: примерно 135 километров.
Кстати, друзья, эта небольшая вставка – реклама моего труда, то, что дает мне средства к существовании и фотографированию вас, а так же является результатом путешествий, ведь именно в дикой природе я нахожу вдохновение и новые идеи для моей мастерской ювелирных украшений:
Заглядывайте, думается, это отличная идея для подарка себе или увлеченным любимым друзьям :- ) Уникальные украшения про альпинизм, туризм и путешествия, родом из Уфы.
Заключение
Московский марш бросок — это, безусловно, интересный, самобытный, предъявляющий высокие требования к участникам, старт. На мой взгляд, если вы любите соревнования «когда тяжело, плохо и долго» — это именно то, что нужно вам для расширения своего опыта и кругозора. На ММБ многие соревновательные вопросы реализованы несколько иначе, чем принято на большинстве гонок, это будет интересный опыт ломающий шаблоны.
Из позитивных моментов гонки могу выделить следующие:
— высокая спортивная конкуренция;
— необходимость решать в рамках соревнования нетривиальные задачи;
— умеренная сложность дистанции для бега;
— сложность и непредсказуемость погодных условий;
— позитивная атмосфера.
Недостатки:
— несмотря на то что на соревновании предусмотрено ориентирование, по факту оно в 90% случаев отсутствует;
— однообразие полигона;
— сложная механика регистрации новых участников.
Как видите, я нашел больше позитивных моментов, что, наверное, можно интерпретировать как утверждение о том, что гонка мне понравилась. Кстати, я попробую решить вопрос о выделении нескольких слотов для нашего региона в особом порядке, так что если вы задумаетесь о том, что стоит попробовать ММБ, пишите мне в личку.
Данный пост является неофициальных вызовом на соревнования.
Все фотографии сделанные мной на ММБ осень 2017 можно посмотреть здесь: альбом VK или альбом FB
Бигкаджа
Огонь. Люблю твои отчёты!
Александр Огурцов
Классный отчёт! Хорошо, когда человек по русски может внятно раскрыть суть события! …ну ещё, ММБ — это привычка хорошо гулять 2 раза в год, которая заставляет держать себя в форме, и убивство для кроссовок 😉
Дмитрий Смирнов
Боро плюс прикольный крем. Приятнее вазелина, но они все вонючие -)
Вася Петров
Есть невонючие. В аптеке даже спрашивают, вонючий или невонючий давать.
Андрей
Хороший отчет) Так вот это что за дядька озарял вспышкой все поле у второго кп)) себя нашел, спасибо за фото)
К
«Оставшиеся 200 приглашений разыгрываются при помощи лотереи.»
Не ровно 200, а 200+Х. Х=число приглашений, выданных по рейтингу, но никак не использованных теми, кому они выданы.
—————————-
«…фантазия в постановке КП у организаторов отсутствует напрочь. Это в 99% дерево…»
Это стремление затруднить поиск. И, тем самым, вроде как сделать его интересным. Интереснее же искать дерево в лесу, чем опору ЛЭП в поле.
—————————-
«..а, может быть, эти лесные тропы создаются в реальном времени..»
Было в газетах: необъяснимым образом, в Подмосковье за одну ночь появилось более 100 км новых лесных дорожек.
—————————
«…За Яковом подтягивается Илья Цыганков,…»
А, вот за кем я висел на хвосте все Таракановы горы, теперь знаю)) Уцепился за эту цветастую футболку, и не отставал.
—————————
«..сложная механика регистрации новых участников..»
Направлена на то, чтобы, в условиях дефицита слотов, они бы по возможности достались тем, кого хотят видеть орги. Если кратко: тем, кого не понадобится потом спасть из леса, так как это хлопотно. (Ну и от кого нужно спасать сам лес, тоже.) Варианты разные там есть, и если кто реально хочет, способ найдётся в 95%.