Восхождение на гору Пайер (1472 м), высшую точку Полярного Урала в рамках туристического проекта Корона Урала.
В начале 2018 года я поставил перед собой цель собрать «Корону Урала» за 12 месяцев. Данное восхождение было совершено в рамках выполнения этого туристического проекта и стало вторым. (отчет о первом восхождении на гору Ослянка)
Гора Пайер. Высшая точка Полярного Урала. Расположена на западном краю уральских гор. Имеет плоскую вершину, отделенную от основного склона горы скалистыми гребнями.
Месяц восхождения, апрель, был выбран не случайно. На мой взгляд, в это время складывается одна из наилучших возможностей для быстрого восхождения на гору.
К плюсам этого времени можно отнести:
— короткий (быстрый) подход к горе. От станции Елецкая до горы Пайер через тундру по прямой 35 км. В данное время года снежный покров еще устойчив и представляет из себя твердый уплотненный солнцем и ветрами наст. Реки замерзшие. В летний период это не самый удобный подход, обычно ходят через горы, что увеличивает время и дальность маршрута;
— длинный световой день. Длительность дня в районе горы Пайер в первой декаде апреля составляет более 12 часов;
— более теплая погода нежели в зимнее время года;
— субъективно более красивые зимние пейзажи гор.
К минусам можно отнести следующие моменты:
— вероятность оттепелей;
— лавинная опасность в случае снегопадов и метелей;
— лед и фирн на склонах гор.
Логистика. До станции Елецкая можно добраться двумя путями.
С юга: по железной дороге из городом Москва, Нижний Новгород, Киров и др…
С севера: на самолете до города Салехард, затем на ежедневном поезде Лабытнанги — Воркута. Я воспользовался этим вариантом, так как для жителя Южного Урала он был самым быстрым.
Для связи с внешним миром использовал 3 спутниковых прибора, два из которых были предоставлены мне в тестовое пользование компанией PERMSPUTNIK.RU
- Трекер Spot 3 GlobalStar— для передачи данный о моем местоположении
- Спутниковый коммуникатор Иридиум360 РокСТАР — для обмена текстовыми сообщениями и передачи данных о моем местоположении.
- Спутниковая точка доступа iridium GO — для звонков через мобильный телефон и доступа в интернет. Отправки фотографий.
Отдельный обзор про опыт использования данных устройств будет здесь же.
Дневник маршрута:
10.04.2018
1 день
Выехал на поезде Лабытнанги – Воркута в 12.45 местного времени.
В 17.43 вышел на станции Елецкая.
Низкая облачность, сильный ветер. Отойдя на 500 метров от станции закопал в сугробе чехол от лыж, «гражданскую» одежду и взял курс на гору Пайер.
Перешел по льду главную реку района Елец и вышел в тундру.
Стоило отойти на километр от речной долины как попал в бешенный круговорот ветра и поземки.
За 3 часа прошел 9,5 километров, встал на ночевку. Соорудил снежную стенку. Спал хорошо и спокойно.
11.04.2018
2 день
Утро все такое же пасмурное. И пока нет надежды на улучшение погоды. Где-то там впереди, в 20 километрах, стена белоснежных Уральских гор, но мне видны только кончики моих лыж. За пол дня добегаю до подножия. Идти по железо-бетонной тундре легко и просто.
Из главного события дня — встреча с ненцами-оленеводами.
Они совершенно неожиданно появляются и также быстро уезжают в белоснежную даль. Перекидываемся парой фраз. В разговоре ненцы называют гору «ПАЙОРИ», это название привязывается ко мне, и в дальнейшем я только так ее и называю, про себя. Думается, местные народы должны точнее знать, как зовут вершину.
У подножия горы ради интереса решаю попробовать перевалить одну из небольших вершин 902 метра. Идея быстро показывает свою несостоятельность: сильнейший ветер от 750 метровой высоты сгоняет вниз, в долину реки Харута, к намеченному маршруту. После обеда подхожу к месту, где изначально планировал поставить базовый лагерь. На ровной, равноудаленной от склонов гор площадке, подле безымянного озера. Весь оставшийся день отдыхаю.
За день пройдено 27 километров.
12.04.2018
3 день
Всю ночь валит снег. Прошло 3 дня, а я так и не видел еще гор, хотя до их склонов несколько сотен метров.
Понимаю, что погода не благоволит восхождению, снег + ветер, но решаю сходить на разведку, посмотреть склон ведущий к гребню. На всякий случай беру с собой все, что может понадобиться на вершине горы.
Очень скоро моя палатка, спрятавшаяся за ветрозащитной стенкой, скрывается в тумане.
Сперва поднимаюсь на плато. До него рукой подать, около 800 метров. Единственный момент, который немного напрягает, это достаточно крутой 100-200 метровый участок склона, на который вторые сутки юго-западная метель переносит снег. Глубина его в этом месте достигает полуметра и постепенно растет. С ростом глубины растет и лавинная опасность, и хотя склон не большой, даже маленькая лавинка может быть критичной в условиях одиночного похода.
Поднявшись на плато иду по навигатору к гребню. Склон начинает постепенно забирать вверх, от 800 метров высоты появляются участки льда. Но здесь свежий снег помогает, обхожу ледяные участки, не снимая лыж.
Если бы не было снега, лыжи пришлось бы оставить и идти в кошках, что значительно замедлило движение.
Через 3 часа я у начала гребня. Это самый сложный и опасный участок данного маршрута.
800 метров скал, льда, наддувов и фирна. Впрочем, я это знаю только теоретически и по фотографиям. Ветер кружит вокруг меня метель, видимость не больше 5-10 метров.
Надеваю кошки, беру ледоруб и выхожу на гребень.
Прохожу 100 метров и поворачиваю, снег залепляет глаза, ветер мешает дышать. Не видно ни зги. В таких условиях продолжить движение полнейшее безрассудство.
Спуск вниз проходит легко и быстро.
Уже в палатке обнаруживаю, что в щель между верхонками и курткой, как раз там, где были железные часы, надуло до обморожения.
Вечером связываюсь с Таней через Спутниковую точку доступа iridium GO, узнаю прогноз.
Вроде бы на завтра улучшение и может быть даже окно. Но пока не точно, все быстро меняется. Что ж, попробуем удачу завтра.
Пройдено на горе 10 километров.
13.04.2018
4 день
Беспокойный сон и раннее пробуждение. Лежу и прислушиваюсь к пологу палатки. Кажется не шуршит…
Превозмогая бахраму обморози расстегиваю замок входа.
Окно!
Возможно оно будет!
Внизу над тундрой алеет чуть розовый восходный свет.
Завтракаю и снова вверх. Ничего не выдает вчерашнюю лыжню, поверхность долины белоснежна и девственна. Вот и потенциально опасный склон, снег стал раза в полтора глубже, значительно выше колен. Медленно перемешивая его лыжами поднимаюсь на плато. Вспотел, слишком рано, плохо.
Медленно поднимаюсь по склону, льда сегодня уже не видно, запорошило.
В 150 метрах от гребня оставляю лыжи, надеваю кошки, беру в правую руку ледоруб и, прикрывая лицо рукой от порывов ветра, иду к гребню. Подхожу к началу гребня и понимаю, что в этот раз мне не сходить на Пайер. Ветер еще сильнее, а видимость еще ниже, единственное, что изменилось — это направление ветра на противоположное. С трудом устояв под порывами разворачиваюсь на узком пяточке и приспускаюсь под защиту камней. Достаю термос, конфеты, Спутниковый коммуникатор Иридиум360 РокСТАР
На коммуникаторе сообщение от Тани «… сегодня во второй половине дня возможно окно в облачности…»
На душе горько, терзает мысль, что возможно поторопился идти на гору, стоило подождать несколько часов…
… Встаю и иду опять на гребень, не останавливаясь на входе прохожу первые более менее простые метры. Добираюсь до большого отвесного жандарма, преградившего мне вчерашний путь. Говорю себе ведь глупо не посмотреть, что за ним, вон и ветер вроде притих, обхожу его по плотному фирно-ледовому склону справа. Гребень узкий и изрезанный с небольшими козырьками снежных надувов. Стараюсь идти, лезть, ползти прямо по водоразделу. Большие скалы — жандармы, их на маршруте 3-4, обхожу по правому краю. В некоторых местах очень хочется иметь напарника и веревку. Через час, насквозь мокрый от активной работы, выхожу на платообразную вершину.
Еще 300 метров и некуда больше подниматься. Я на вершине Полярного Урал! На плоской поверхности негде спрятаться от ветра, согнувшись в 3 погибели фотографирую навигатор, как еще «доказать», что эта ровная затерянная в облаках площадка — вершина Пайера.
Затем флаги, первым трепещет на ветру флаг проекта «Корона Урала»,
«Спорт-марафон» — лучший outdoor магазин страны Спорт-Марафон.
и напоследок самое сложное — большой флаг нашего регионального отделения РГО.
Справится с ним в одиночку на ветру совсем не тривиальная задача, получается как получается. Пока борюсь с флагами, немного раздувает облака, появляется видимость на несколько сот метров, вершина освещается солнцем.
Становится понятно, что если бы гора была выше метров на 100, я бы сейчас находился на острове среди облачности.
Быть может это и есть то окно, которого мы так ждали.
Тороплюсь начать спуск, эта задача мне представляется более сложной.
Придется много пятится назад и вниз над бездонными туманными обрывами и кулуарами. Спускаться одному на технических участках всегда сложнее, как минимум, психологически.
На середине гребня, обойдя очередной жандарм, мне открывается фантастическая картина. Облака раздуло, и на фоне синего неба проступает вершина, гребень, окружающие белоснежные хребты.
Я вгоняю штычек ледоруба в вершину гребня, достаю камеру снимаю панораму,
пару минут любуюсь окружающими видами, и все опять погружается в облака. Забежав чуть вперед отмечу, что эти 5 минут синего неба и гор будут единственными за все 5 дней.
Я впечатлен увиденным, впечатлен гребнем, быть может, если бы я увидел его сразу весь на входе, я бы развернулся и пошел обратно. Выглядит этот 800 метровый путь угрожающе.
Через час возвращаюсь к лыжам, тороплюсь спуститься вниз, погода явно портиться. Видимость стала еще хуже, а ветер сильнее. Впереди последнее, вызывающее неприятных холодок в душе, препятствие — спуск по снежному склону к палатке.
Подойдя к нему, понимаю, что хуже условий придумать трудно. Видимость упала настолько, что не видно ничего. Одно белоснежное, пасмурное ничто. Непонятно где верх, где низ, не видно неровностей рельефа. Я знаю лишь одно, где-то там внизу, в 800 метрах, палатка.
Постояв на краю, затягиваю понадежнее крепления и, отпустив лыжи вниз, навострив все чувства бросаюсь в белоснежную пустоту. Несколько мгновений свободного падения, и по ощущениям понимаю, что крутая часть склона пройдена.
Вот теперь «Есть вершина! Есть Пайер!»
В палатке провожу пару часов, звоню домой, отправляю фотографию с вершины, отдыхаю.
После обеда, в то время, когда по прогнозу должно быть окно, собираюсь и начинаю спуск. Окном даже и не пахнет, опять невидно ничего, начинается снег.
До вечера прохожу 10 километров и встаю ночевкой на вершине увала Каче-Мыльк. Место для ночевки не самое лучшее, открытое всем бешенным ветрам тундры, но вдруг утром будет вид на горы. Это последняя возможность сделать фотографии гор из первого ряда зрительного зала, и пренебрегать ей глупо. Приходится потрудиться над созданием ветрозащитной стенки.
За день пройдено
12 километров восхождения
10 километров по тундре.
14.04.2018
5 день
Надежда увидеть горы не оправдывается. Все становится еще хуже. Ветер сильнее, видимость ниже. Складывается впечатление, что мне очень повезло поймать вчера единственный момент, пригодный для восхождения, за все 5 дней.
Возвращаюсь на станцию по максимально прямому пути, сильный ветер дует «в левую ягодицу» и поставив лыжи на канты мне удается иногда даже ехать, толкаемым силой его порывов.
К обеду на станции, вечером на поезд, следующим днем на самолет и 16 апреля я в Уфе. Бросок на Пайер занимает ровно 7 дней.
Скачать GPS треки: Восхождение и подходы гора Пайер
Mike
Вот это поход!
Панорама вершины превосходная!
Про состав снаряжения напишешь?
Олег Чегодаев
ох, нет времени пока((( про снарягу писать
Камиль Зиганшин
Олег, восхищён! Всё грамотно и продуманно. Правда страшновато было за тебя.
Олег Чегодаев
спасибо)
Лилия Михалёва
Восхищаюсь Ваше смелостью. Спасибо за уникальные фото и возможность путешествовать, не выходя из дома. Выше гор может быть только Чегодаев Олег!
Олег Чегодаев
спасибо, надеюсь я все же мотивирую людей выходить из дома))))
а в сравнении с горами, я песчинка )
Максим Конев
Хорошо завидую 🙂 Мне в этом году если только в ноябрьские туда…
Вячеслав
Супер! Одиночный поход зимой на Пайер-это сродни подвигу. Достойный пример для мотивации ходить в зимние походы. Спасибо!
венера
Герой.летом мы с вами
Малунин Дмитрий
Олег, отличная работа. Прочел бы раньше — поговорили бы на RFER.
Кадры отличные получились.
Александр
Потрясающе! Очень мужественный поход получился) Вдохновляет на поход летом))
Alanp86
Отличная мотивация что бы оторвать задницу от дивана. Риск и лишения, преодоление себя за достойную награду видеть и быть там где немногим суждено. Фотографии великолепные, трудная задача сформировать изображение из различных оттенков белого. Браво!
Андрей Ложкин
Респект!!!!В одиночку-это подвиг!
Путин&Кабаева forever
Тупой бессмысленный риск. Зачем эта фотка с GPS с док-вом высоты? Мне пофиг был он там или нет. Покажи горные виды, а не это белое месиво. Без видов незачет, считай сходил впустую.
Roshdestvensky Alecsander
В 1969 двое (парень и девуцшка) выпускники Фзифака и Физтеха в апреле понялись на Пвайер по классике- про самому пологому гребню со стороны ЕПлецкого. Снаряжение проектировали и шили сами.Слава богу до сих пор живы-здоровы. РПеепортах смотрб как проекцию на их поход.
operman
Недавно сходил в одиночку. Скорость Олега Чегодаева потрясает). Я шёл от р. Кечпель, эта сторона солнечная. Не для новичков. На восхождение ушло 13 часов, сказалось дальнее расположение лагеря из-за блужданий по компасу. Зашёл сразу на середину северного гребня, по камням. Обход «жандармов» по насту в 60 градусов. Спуск с гребня — по снежнику: сначала на боку с клювом (ледоруба))) в склоне, потом на «пятой точке». Всего 4 ночи при идеальной погоде. На поезд опоздал: снова подвёл компас))).