«Осенний кошмар» уходит в прошлое. Интервью Алексея Болотова. #интервьюСпутешественником
Пару недель назад мне позвонил друг, известный организатор спортивных соревнований, Алексей Болотов, и просто в ультимативной форме потребовал, что бы мы приехали на его юбилейную 20 гонку Kama Bike Adventure – осенний кошмар.
Конечно, я не мог оставить близкого мне человека в столь радостные для него минуты, приехал со своей любимой женщиной и мы достойно выступи.
А затем, уже утром, я силком оторвал Алексея от руководства гонкой и взял небольшое интервью. Мы сидели на залитой утренним солнцем скамеечке, наблюдали как мимо нас финишировали измученные 24 часовой гонкой команды и разговаривали о прошлом и будущем приключенческих гонок…
И так, спасибо Алексей, что нашел немного времени рассказать о гонке и своих планах на будущее.
Расскажи о гонке, чем она примечательна.
Болотов А.: Сегодня мы проводим 20 гонку из серии КБА (Kazan (Kama, Kokshaga, Kukmor) Bike Adventure). Гонка проводится два раза в год, весной и осенью, соответственно уже 10 лет.
Когда и как возникла идея приключенческой гонки?
Болотов А.: Все началось в 2006 году, когда мой друг Артем Бикушев позвонил и предложил организовать велосипедную гонку. Идея заключалась в следующем, мы должны были выехать из города Казань на пригородной электричке, в определенном месте спрятать включенный секундомер и пройти маршрут, составленный из обязательных мест для посещения за 24 часа. Из 7 стартовавших участников до финиша добрался только один, был настоящий «трешак», но в души были заронены заразные зерна приключенческих гонок.
После этой простой пробы пера, Артем Бикушев решил провести гонку с контрольными пунктами. Зимой на лыжах в Пестричинском районе Республики Татарстан поставил первую гонку КБА. Интересный момент, что так как ставил он гонку по снегу, весной все КП оказались на 2-3 метровой высоте.
А дальше все пошло, все закрутилось… Осенью была вторая гонка с контрольным временем в 30 часов, в которой принял участие я.
Алексей, как получилось, что из участника гонки ты перешел в разряд ее организатора?
Болотов А.: В 2008 году, 25 марта произошла трагедия, в лыжном походе 6 категории сложности, в лавине погиб Артем Бикушев. И мы с Лидой отчаянно решили, что надо продолжить начатое дело, в 2008 году весной проводили гонку уже сами. С тех пор гонка называется «приключенческая гонка Kazan Bike Adventure памяти Артема Бикушева», Артем является почетным директором гонки, и его дело живет уже на протяжении 10 лет.
Оглядываясь назад, что ты видишь, как изменились участники соревнования?
Болотов А.: Сильно вырос уровень подготовки и технического оснащения участников. Если на первые старты спортсмены выходили в авизентовых анораках, горных тяжелых ботинках, многие на городских велосипедах, то сейчас это очень дорогие велосипеды, современное спортивное питание, компрессионные лосины и суточная дистанция для них уже совсем не проблема.
Еще одна приятная для нас тенденция – это образование семей на почве КБА. Вот, например, яркий пример: Трушин Артемий и Ольга Максачева, которые близко познакомились на одной из наших гонок. В прошлом году ввели семейный (слинго) 3х часовой класс на весенней гонке. Подрастает новое поколение, наверное, скоро придется вводить новый детский зачет. Все это очень важно для меня, как для организатора, за 10 лет образовалось настоящее дружеское сообщество.
Алексей, не кажется ли тебе, что сейчас наблюдается спад в популярности мультиспортивных и приключенческих гонок. На первый план выходят трейловые забеги, сверхмарафоны и подобные соревнования?
Болотов А.: Я думаю, что во главе угла стоит комфорт и возможность выбора. Раньше, когда мы только начинали проводить соревнования, не было вариантов — ты мог выступить в гонке КБА или сидеть дома. Сейчас же появляется конкуренция, как в одном виде спорта, так и в смежных дисциплинах.
Многие люди предпочитают пройти несколько более простых стартов, не несущих длительных нагрузок.
Алексей, как ты считаешь, могут ли подобные старты быть прибыльны с экономической точки зрения?
Болотов А.: Я общаюсь со многими организаторами подобного рода соревнований и не знаю кого-либо, кто зарабатывает на этом деньги. В основе лежит энтузиазм. Перед нами не стоит вопрос получения прибыли, максимум, на что мы можем надеяться, это выйти в ноль по итогу, компенсировав затраты стартовыми взносами. Но опять же, это не учитывает время и силы, потраченные на постановку дистанции, амортизацию автомобиля и другого снаряжения, используемого на гонке.
Весной этого года мы потратили на гонку 50 тысяч рублей сверх бюджета, осень еще не считали.
Единственная возможность сделать гонку прибыльной, на мой взгляд, это привлечь известного и богатого спонсора, но, к сожалению, в современных экономических реалиях это сделать крайне тяжело.
Мы обращались за поддержкой к ведущим outdoor компаниям России, ответ всегда один: финансирование подобного рода мероприятий сокращено.
Поэтому наши гонки предельно демократичны, и вы, участники, являетесь их главными спонсорами.
Алексей, 10 лет 20 гонок! Тебе не надоело?
Болотов А.: На самом деле все волнами, то накатывает усталость и хочется все бросить, то я с горящими глазами и полный энтузиазма опять делаю очередную дистанцию. Ведь поставить гонку — длительный и сложный процесс, а у меня есть интересная и важная работа, семья, личные спортивные цели. Поэтому да, я могу сказать, что мы с Лидой (женой) уже устали. Поэтому я думаю, что со следующего сезона в году будет проводиться только одна гонка.
Алексей, я правильно тебя понял, осенняя гонка Kama Bike Adventure – осенний кошмар, больше проводиться не будет?
Болотов А.: Да, гонка Kama Bike Adventure – осенний кошмар, больше проводиться не будет.
Алексей, куда ты планируешь направить энергию и освободившееся время?
Болотов А.: Во-первых, я хочу сосредоточить все усилия на весенней гонке KBA, вывести на новый уровень подготовку карт, полигона, внедрить электронные отметки, сделать ряд других нововведении и улучшений. И быть может, в 2018 году провести в рамках весеннего рогейна Чемпионат России.
Во-вторых, осенью я хочу принять участие в подготовке карт и постановке дистанции знаменитого в Башкирии суточного соревнования «Кольцо-24».
Алексей, а что с преемственностью. Может быть, кто-то хочет подобрать выпавшее из ослабевшей руки знамя и нести его дальше? Ты готов уступить место молодым?
Болотов А.: Я бы с удовольствием принял помощь в организации соревнования, передал бы гонку достойному приемнику и сам бы принимал участие в ней в качестве спортсмена. Проблема в том, что нет людей, готовых проводить и тратить свое время, силы и деньги.
Одна надежда на подрастающего сына.
А так, я готов, если ко мне обратятся за помощью в подготовке соревнования, оказать поддержку, научить, рассказать показать.
Алексей, ты можешь начать делать это уже сейчас. Расскажи коротко о твоем видении постановки дистанции, в чем главный секрет?
Болотов А.: Большой и сложный вопрос. Если коротко, то, на мой взгляд, постановка дистанции — это разложить контрольные пункты таким образом, чтобы была интрига, выбор маршрута прохождения не должен быть очевиден. Я стараюсь ставить большое количество контрольных пунктов на достаточно компактном полигоне для придания гонке динамичности. Это, кстати, сильно отличается от того, что было в начале, в 2007-2008 годах — огромный полигон и мало контрольных пунктов, перегоны между КП доходили до 6 часов. А сейчас наоборот, динамичность стоит во главе угла.
Алексей, может быть есть смысл поделиться наработанным опытом, написать статью или методичку? Ты не думал об этом?
Болотов А.: Хорошая идея! Я думаю, зимой попробую сделать. На самом деле в постановке дистанции очень много неочевидных «фишечек», я для себя разработал специальную методику оценки стоимости контрольных пунктов. Отдельный вопрос — отрисовка карты, приходилось изучать все самому, искать информацию по крупицам. В подборе полигона тоже очень много нюансов. Привлечение участников, как сделать так, чтобы гонка была интересна… Работа секретариата… И еще множество неочевидных задач, с которыми сталкиваешься когда начинаешь воплощать «идеальную идею» в жизнь.
А можно у вас в блоге напечатать эту статью? Ну пожалуйста, дяденька (смеется).
Ну, я для этого и спрашивал 😉 (смеюсь)
Ну и напоследок, Леша, возможно, ты что-то хочешь сказать тем, кто только собирается принять участие в соревнованиях подобного рода и никак не решится сделать этот шаг?
Болотов А.: Друзья, пора отдирать жопу от дивана, тренироваться и проверять себя на прочность, раз за разом, каждый год. Только переходя предел своих возможностей, вы станете сильнее. Хватит бегать маленькие легкие гоночки или не бегать вообще, приезжайте на KБA и огребайте.
Дима Соколан
Ну что… время отрывает от календаря прошедшие дни, эпоха осенних кошмаров уходит в историю, с одной стороны грустно; но ведь мы двигаемся вперед, есть кольцо, которое еще не пробовали и это будет отличный повод поогребать там, Башкирия жди нас!!
Девятов Никита
Надеюсь, КБА не переедет в Кольцо — разные мероприятия всё-таки. И не надо про то, что они мол идут друг за другом с разницей в неделю и переманивают участников. Человек 5-10 они переманивают, не более. Может и правда, пора подхватывать? А то осенью будет недобор хороших гоночек, это ж время появится свободное. На семью там, на работу, на диван с телевизором:)
Реуцкий Сергей
Вот блин…Я только во вкус входить начал, кажется смысл постановки кп уловил, бегать начал благодаря КБА, и что теперь делать? На трансурале слишком крутые спортсмены, а КБА гонка для всех. Спасибо Алексей за труды, не верю что такое дело загнуться может, в прошлом году Киров помог и в следующем кто-нибудь появится, может быть с Ижевска кто-нибудь возьмется.
Олег
Да. Точно