Зимняя фотосъемка. Мой опыт защиты рук от холода.
Фотосъемка зимой — это страдание.
И это прекрасно! Чем тяжелее сделать кадр, тем меньше шансов, что он будет повторен. А разве не за уникальностью мы идем черт знает куда…
Это становится отчетливо видно, если посчитать количество кадров одного и того же труднодоступного места, сделанных зимой и летом.
Поэтому я с некоторым садомазохистским удовольствием переношу тяготы и лишения зимней фотосъемки.
В этой статье я остановлюсь на такой, как мне видится, недостаточно освещенной теме зимней фотосъемки, как защита рук и других конечностей фотографа от воздействия холода.
Есть определенная специфика, на которую хочется взглянуть через призму своего опыта. И услышать ваше мнение.
Защита рук фотографа от холода.
Руки у фотографа страдают при зимней фотосъемке в первую очередь. Тяжелый холодный предмет, стиснутый пальцами, необходимость выполнять мелкую моторику, выставляя настройки, делая фотографии. Все это крайне пагубно влияет на поступление крови в пальцы, что ведет к очень быстрому их замерзанию.
Скрюченные от холода, ничего не чувствующие пальцы -– знакомая проблема для всех, кто снимает зимой, а время уходит, свет меняется буквально с каждой секундой, и нет возможности отложить камеру, отмахаться.
Для того, чтобы минимизировать воздействие холода на пальцы рук, необходимо правильно подбирать их теплозащиту, но здесь возникает другая проблема: логичный вариант с максимальным утеплением встает в противоречие с необходимостью совершать точные мелкие движения. Очень трудно и неудобно работать быстро и эффективно в толстых зимних варежках-верхонках.
Как соблюсти пропорцию между точностью движений пальцами и их защитой от холода?
Методом проб и ошибок для себя я нашел следующий вариант использования перчаток – варежек.
Мой комплект для зимней тревел-фотосъемки состоит из 3 пар:
1. Перчатки Marmot PreCip Shell Glove — основная «рабочая лошадка» для движения зимой в условия несильного мороза.
Плюсы
— Наружный слой выполнен из мембранной ткани, что позволяет рукам долгое время оставаться сухими;
— Страховочные петли, одетые на запястья, позволят оперативно скинуть перчатку и не думать о том, куда ее убрать, это не маловажный момент при работе с камерой;
— раструб, закрывающий и стягивающийся на запястья, надежно защищает от попадание снега в перчатку.
Недостатки:
— При намокании тяжело одевается из-за мягкого внутреннего слоя утеплителя;
— Тяжело высушить в походных условиях;
— недостаточно теплые.
2. варежки из Polartec RedFox Transmitten — основные варежки для работы с камерой в условия несильного мороза.
Я долгое время сторонился подобного варианта варежек с обрезанными пальцами, он для меня прочно ассоциировался с зимней рыбалкой и никак не хотел входить в мой походный комплект.
Но в прошлом году мне выдали эти варежки во время работы высотным фотографом на фестивале RedFox Elbruse Race, и я по достоинству их оценил. В день забега, в условиях сильного ветра и низкой температуры, поднимался на вершину и чувствовал себя комфортно.
Откидывающийся верх варежек позволяет быстро освободить пальцы, настроить что-то в камере и закрыть обратно. Перчатки достаточно тонкие, чтобы можно было нащупать через ткань кнопу спуска затвора на камере. А закрытые и совмещенные вместе пальцы аккумулируют больше тепла и быстрее согреваются.
Плюсы:
— Быстро, не снимая варежки, можно освободить пальцы и сделать мелкую работу по камере
— Быстро сохнут. За ночь в спальнике можно высушить на теле.
Недостатки.
— Очень быстро намокают. В условиях снегопада собирают на себя весь снег, и хотя продолжают греть даже в мокром виде, использовать для фотосъемки их уже проблематично.
— Неудобное расположение липучки, фиксирующей откидывающийся кончик большого пальца. Она сделана на основании большого пальца, и при утирании носа варежкой я каждый раз мысленно проклинаю разработчика этого замечательного изделия. Ощущения такие, как будто по воспаленному обветренному морозом и ветром лицу провели грубой наждачной бумагой.
Главная защита рук от сильного мороза при фотосъемке. Прекрасные теплые пуховые варежки, состоящие из двух раздельных частей.
Наружной части (верхонок) — выполненной из плотной, надежной ткани, непромокающей и стойкой к износу.
Внутренней части — пуховых варежек, выполненных из тонкой нежной ткани, позволяющей даже через толстый слой пуха работать с камерой, менять настройки, вести съемку.
Варежки универсальные и используются для движения и фотосъемки.
Во время сильного мороза в собранном виде (верхонки + пуховый внутренник) позволяют комфортно двигаться.
По прибытии на место съемки верхонки убираются в карман, рука остается в пуховой варежке. Тонкий материал и мягкий пух позволяют работать с камерой, не оголяя рук.
Также в данных варежках достаточно внутреннего пространства для того, чтобы на время перехода между точками съемки убрать туда аккумулятор камеры. Иногда в условиях сильного мороза, от 40 и ниже, аккумулятор камеры садится «на глазах», и содержание его в тепле становится насущной проблемой.
Плюсы:
— высокая теплозащита;
— универсальность, можно использовать и для движения, и для съемки.
Недостатки:
— большой объем. Хотя по другому и не бывает, наверное;
— отсутствие страховочной петли за запястье на верхонках.
Итак, коротко еще раз пробегусь по системе из трех варежек-перчаток:
В условиях небольшого мороза, скажем до -10-15 градусов, для движения и фотосъемки использую Перчатки Marmot PreCip Shell Glove.
В условиях небольшого мороза, при нахождении на точке съемки или при отсутствии снега, попадающего на руки, использую варежки из Polartec RedFox Transmitten. Они более теплые и удобные для работы с камерой, нежели Marmot, но вода и снег для них критичны.
Фактически эти два элемента защиты рук дополняют друг друга, подстраховывают на случай намокания, так как наибольшая вероятность попадания влаги существует при несильном морозе.
В условиях сильного мороза использую Пуховые рукавицы RedFox: в собранном двухслойном варианте для движения,
в разобранном (только пуховая часть) для фотосъемки.
Вечером на биваке стараюсь высушить перчатки и варежки. Проще всего при холодных ночевках это сделать за счет температуры своего тела.
Защита ног фотографа от холода.
Сказав о защите рук от холода, не логично было бы не сказать о ногах. Но правда заключается в том, что обеспечение теплоизоляции ног фактически ничем не отличается от обычно рекомендованных мер.
Единственное, что надо помнить, отправляясь на зимнюю съемку, так это то, что самые перспективные холодные утренние и вечерние часы (закат – восход) вам придется провести на одном месте, переминаясь, прыгая, махая ногами в ожидании света. Скорее всего, это будет открытое продуваемое место, возможно будет глубокий снег, не позволяющий активно двигаться. Поэтому со всей серьезность отнеситесь к утеплению ног.
Какие способы можно использовать? Их не много.
Первый и наиболее действенный способ – адекватное погоде утепление конечностей. Может достигаться за счет обуви с утеплителем либо за счет покупки обуви на 1-1,5 размера больше и надевания дополнительных носков. Первый вариант отлично подходит для теплых ночевок, где вы можете просушить отсыревший за день слой утеплителя. Второй – для холодных ночевок, носки сушатся на себе либо заменяются на новые.
Цель – надевать утром сухие ботинки.
Также вы можете использовать:
— наружные утепленные бахилы. Например RedFox Бахилы1000/черный
— греющие элементы. Если у вас достаточно места в ботинках, внедрить в них согревательные элементы, но не факт, что это будет удобно при ходьбе, и непонятно, что вы будете делать, когда они закончат свою работу в самый неподходящий момент.
— двигаться и отмахивать конечностями. Опереться на палки, штатив, дерево и отмахивать поочередно заледеневшие ноги, пока в пальцах не почувствуется тепло или резкая боль.
— небольшой костер. Может быть, он не согреет ноги огнем, но в ожидании рассвета, если вы пришли на точку заранее, вы согреетесь делом. Собирая сухие ветки, танцуя вокруг костра с бубном, дабы он разгорелся.
— на крайний случай можете помочиться в ботинки (шутка, не делайте так).
В общем, это очень серьезный и насущный вопрос. Обморожение пальцев ног тем более опасно, когда вы захвачены процессом фотосъемки. Купаетесь, забыв обо всем, в залившем мир нежном рассвете. Обморожение может подкрасться незаметно. Будьте на чеку.
Защита носа при зимней фотографии.
О чем это он? – подумаете вы. Еще пару лет назад, я бы подумал также. Но случай произошедший со мной на Северном Урале при температуре под – 50, заставил сегодня говорить и об этом.
Видите красную точку на носу, это обморожение камерой, буквально несколько секунд мой выдающийся нос соприкасался с фотоаппаратом, и этого хватило для того, чтобы на нем появилось это идиотское пятно, делающее меня похожим на клоуна. История получила продолжение на следующий год, при температуре не ниже – 30 градусов на хребте Уреньга. Из чего я сделал вывод, что достаточно одни раз так поморозить нос, и, видимо, это будет повторяться из раза в раз.
Поэтому закрывайте лицо балаклавой или зимниим баффом, ну, конечно, если вы не мечтали в детстве быть клоуном 🙂
В заключение хочется перефразировать пословицу и сказать:
«Берегите пальцы смолоду!»
Защищайте руки и старайтесь не допускать обморожений любой степени, даже самой легкой, с первых разов увлечения зимней фотографией. Это позволит избежать в будущем, когда вы наберетесь опыта и будете готовы сделать свои лучшие кадры, проблем с пальцами. Хроническая холодовая травма ведет к ишемии периферических тканей, капилляры питающие ваши пальцы кровью изменяются и их замерзание начинает происходить все быстрее и быстрее. Что сказывается не лучшим образом на вашей работе.
О том как это бывает, можно прочитать здесь: «Вот тАкой поход!» или история одного обморожения
Кристина
http://www.planeta-sport.ru/catalog/1526874/ RedFox Перчатки Transmitten можно найти на сайте магазина «Планета Спорт»)
Олег Чегодаев
отлично, спасибо. странно, что я их не нашел. внесу изменения в пост .
Михаил
да уж, липучка там явно не к месту сделана. Также матерюсь всегда когда нос обдираю ими.