Южный Урал. Хребет Сука

Хребет Большая Сука (попытка NoneStop). (карты +GPS track)

размещено в: Путешествия | 4

Хребет Большая Сука (попытка NoneStop)

Хребтом Большая СукА (ударение на последнюю гласную) каждый день любуются тысячи людей,  пересекая Уральские горы по федеральное автомобильной дороге М5. Его каменная курумная стена, протянувшаяся более чем на20 километроввдоль автодороги, вряд ли может остаться без внимания.

Расположение хребта рядом с автодорогой, возможность быстрого схода и легкого захода предопределили мой выбор с заключительным объектом для кросспохода в рамках проекта Южный Урал NoneStop.
1 ноября в 7.00 утра, оставив машину в лесу у подножия горы Малый Увал, я начинаю траверс. Продираясь через мордохлыст, размышляю об отличиях данного похода от предыдущих. Летом я хожу в легких 200 граммовых кроссовках Solomon, вес моего легкоходно рюкзака bask Lite не превышал 8-9 кг с 4 литровым запасом воды. Сейчас же я иду  в неизвестность, и поэтому несу на спине и ногах дополнительное снаряжение, способное обеспечить мне запас прочности в  условиях поздней южно-уральской осени. Я понимаю, что наверху скорее всего снег, вот только сколько его, какая температура будет ночью и сила ветра остается  загадкой. Чем выше я поднимаюсь, тем больше снега и  на границе900 метров снежный покров становится сплошным. Первая преграда на моем пути г. Малый Увал (1006,7) дается с трудом. В полутьме блуждаю среди башен каменного гребня, венчающего вершину, на протяжении пары километров: видимость 100 метров, сильный ветер. Иногда в разрывах облаков появляются окна, что вселяет надежду.

 

На вершине глубина снег достигает в некоторых местах 20-30 сантиметров, что уже сказывается на скорости движения в купе с буреломами и разгадыванием скальных лабиринтов. Теряю драгоценные два часа на первые2,5 км и набор высоты500 метров, что в условиях короткого 9,5 часового светлого времени суток критически много.

 

За горой Малый Увал идет небольшой участок буреломного леса и подъем на самую высокую и сплошь курумную часть хребта.

 

7 километровподъемов и спусков по заснеженным курумам. И если подъем относительно прост и безопасен, то спуск похож на хождение по минному полю и, чем меньше по размерам камни, тем опаснее по ним идти.

 

Подъем и траверс вершины 1194,8 дается легко. Под прикрытием скал и с видом на замечательное инфернальное представление устраиваю обед.

 

Завариваю себе сублимированные макароны с сыром, добавив в них 100 гр. сырокопченых колбасок. Сублиматы не перестают меня радовать, 20 минут и я, поев горячего и попив теплой воды, могу двигаться дальше. Большое вершинное плато прохожу быстро, зато 300 метровый спуск в седловину доставляет много хлопот.

            Пересекаю дорогу Катавка-Сибирка и иду  в строну заросшей лесом вершины 1080,1. На подходе к вершине, продираясь через очередной завал, понимаю, что засветло мне никак не успеть пройти хребет, светлого времени суток оставалось 2 часа, а впереди еще7 кми большой участок со скалами и куркумами. Надо принимать решение идти по темноте или вставать на ночлег.

Что же делать? С одной стороны, цель — пройти хребет в рамках одного дня, с другой стороны, понимание того, что я сильно устал и движение в  темноте по заснеженным скалам может кончиться очень плохо. В  сторону второго варианта тянет также желание потратить предзакатное время на фотосъемку. Побеждает осторожность. Пройдя20 километров, разбиваю мой бивакзак на вершине скалы под прикрытием небольшой каменной стенки.  Внизу под скалой были места удобнее и более защищенные от ветра, но приношу некоторую долю комфорта в жертву «феншуйности места» у меня как на ладони закат на фоне пройденного мной участка хребта, и возможность снимать рассвет не вылезая из палатки, что в условиях зимы очень удобно.

 

Немного фотографий…

 

 

 

… и в предвкушении еды и тепла залезаю в палатку. Как хорошо, что я одел зимние лыжные бахилы с калошами и авизентовым верхом. Ботинки хоть и влажные но совершенно без снега, кладу их под голову. Распаковываю продукты, выставляю горелку наружу и открываю вентиль, с сильным шипением начинает выходить газ, чиркаю зажигалкой и пламя охватывает всю горелку, ситуация опасная, открытый огонь в30 смот палатки, я полулежу в спальнике и ограничен в движении. Пытаюсь перевернуть горелку в снег, но не так то его и много на скальной полке, горелка опрокидывается и огонь вспыхивает сильнее, удар рукой и горелка летит со скалы вниз. Чертыхаясь, вылезаю из спальника в одном изотермике, накидываю пуховку, одеваю почти сухие ботинки и лезу вниз. Скалы не высокие метров 10, но надо найти еще место для спуска, а потом и горелку среди камней. Место для спуска находится, с горелкой тоже проблем не возникает, сильный запах газа и характерное шипение выводят прямо к ней. Через 15 минут лежу опять в палатке, ботинки стоят снаружи. Этими двумя обледеневшими кусками снега займусь утром.  Ночь проходит нормально, сплю плохо, сильный ветер полощет палатку, сильный кашель полощет меня. Рассвет запланирован в 9.10, потому в 7 часов начинаю шевелиться в сторону выхода. Открываю вход, я в густом облаке, рассвет видимо пройдет мимо. Готовлю завтрак, чищу и отогреваю между ног, в спальнике, ботинки. В 9.00 начинаю движение. Отдохнувший и со свежими силами, прохожу вершину 1139,6 быстро и легко, по лесному участку просто лечу, обходя завалы

 

и к 13.00 выхожу не последнюю вершину хребта 1102,8. Погода совсем испортилась – идет снег. Решаю выходить на M5, благо дорога от меня в3 кми я отчетливо слышу гул автомобилей.  Через 4 часа воспользовавшись помощью 3 автомобилей и пройдя10 кмпешком по дороге добираюсь к месту старта.

Итого общая протяженность пути по хребту составила27 километров.

 

Из нового снаряжения испытал свои каякерские неопреновые  варежки Palm. Результатами испытания остался крайне доволен. Отличный способ содержать руки в тепле в условиях повешенной влажности и ветра при необходимости часто выполнять тонкую работу, например, фотосъемку. Благодаря вырезам на ладонях, воспользоваться пальцами можно в считанные доли секунды и так же быстро спрятать их, неопрен же в свою очередь прекрасно сохраняет тепло в мокром состоянии не позволяя замерзнуть руке.

 

 

СКАЧАТЬ GPS трек полного траверса хребта БОльшая Сука в рамках проекта Южный Урал NoneStop

4 ответа

  1. Аким

    Отличная статья, хорошие фотографии!

  2. Юлия

    Красавчик! Мы такие же бесшабашные! Так держать!

  3. Ирина

    Спасибо, за статью, как раз определяюсь с выходными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.